«Давай дружить!»
развивающее занятие для учащихся младших классов
Подготовила: Говор Татьяна Николаевна,
педагог-психолог ГУО «Средняя общеобразовательная
школа № 13 г. Жлобина»,
Цель: формирование навыка конструктивного группового взаимодействия у учащихся младших классов.
Задачи:
- создать условия для сплочения детского коллектива;
- формировать умение конструктивно действовать в конфликтных ситуациях;
- Вырабатывать у детей доброжелательное отношение друг к другу.
- Развивать коммуникативные навыки.
- Учить детей понимать других и принимать их.
- Снять психологическое напряжение.
Содержание игры:
Данная игра предназначена для мягкого влияния на поведение ребенка. В ней предлагается модель поведения, которую используют для формирования у детей навыков конструктивного взаимодействия.
Проблемы или задачи развития, на которые направлена данная игра:
осознание учащимися неповторимости своей индивидуальности и, вместе с тем, — формирование у них социальных навыков.
Предполагаемый психологический результат:
установление благоприятного климата в коллективе, сплочение коллектива, раскрытие интересов и способностей каждого члена классного коллектива.
Продолжительность игры: 1 час 20 минут.
Участники:
- возраст участников – подростки 9-11 лет;
- размер группы – 20-25 человек;
- ведущие – психолог и классный руководитель.
Сценарий игры
№ этапа |
Время на проведение |
Содержание каждого этапа |
Задачи, решаемые на каждом этапе игры |
Материалы, необходимые для каждого этапа |
1 |
Подготовительный этап. |
Подготовить помещение и материалы для игры |
Флипы, маленькие клейкие листочки цветной бумаги, маркеры, фломастеры, скотч, бумажные медали. |
|
2. |
10 минут |
Мотивационный этап: Ведущий: добрый день, ребята. Сегодня мы собрались здесь для того, чтобы обсудить, как часто у вас в классе дети ссорятся друг с другом. Бывают такие ситуации? (практически в каждом классном коллективе бывают конфликты). Что люди чувствуют, когда ссорятся, как вы думаете? А когда не ссорятся? А когда люди себя лучше чувствуют, в ситуации ссоры или, когда спокойно общаются и дружно живут? Как вы думаете, ребята, можно избежать ссор и научиться жить дружно? А давайте вместе с вами сейчас подумаем, как это сделать. Мы будем говорить на тему «Давай дружить!» |
Мотивировать детей на занятие |
|
3. |
5 минут |
Разминка . Игра «Гром – ураган – землетрясение» Все участники делятся на тройки. Двое берутся за руки и образуют «домик», а третий становится внутрь и становится «жильцом». Когда водящий говорит: «Гром!» — «жилец» выбегает из «дома» и ищет себе другой «домик». Когда ведущий говорит: «Ураган!» — «домик» взлетает и пытается найти себе другого «жильца». При слове «Землетрясение!» все игроки рассыпаются в разные стороны и образуют новые тройки. Водящий пытается занять свободное место, а тот, кому места не хватило, становится новым водящим. |
Снятие физического напряжения, эмоциональная настройка на занятие |
|
4. |
10 минут
10 минут 10 минут |
Основной . Игра «Я особенный!» Индивидуальная работа на листочках (каждый участник получает фигурку человечка, вырезанного из бумаги) Ведущий: «Сейчас каждый из вас выполнит следующее задание. В каждом человеке есть хорошие качества. Это его особенность или еще можно сказать изюминка, то, что делает его не похожим на других. Знаете ли вы свои хорошие качества, свою особенность? Напишите в центре человечка свою изюминку, свою уникальность. В чем она проявляется? У вас две минуты на то, чтобы выполнить задание. - Каждый из вас решил, какая особенность ему присуща. Теперь по порядку назовите свое имя и свою особенность или уникальность и поместите своего человечка на нашу символическую планету. (Дети называют себя и приклеивают своего человечка на планету.) - У нас получилась вот такая заселенная людьми планета. Каждый здесь уникальный человек, но все же у нас есть что-то общее, то, что нас объединяет. Давайте подумаем, что в нас общее? (жители одной планеты, возраст, ходим в одну школу и т.д.) Каждый из вас говорил «Я», когда помещал своего человечка на планету, а какое слово мы можем сейчас сказать, глядя на нашу планету? ( Мы!) Не зря в песне поется: « В слове «Мы» сто тысяч «Я». И каждое «Я» имеет свой характер, свои привычки и любит поступать так, как считает нужным. Давайте послушаем историю о двух уникальных осликах. Чтение авторской сказки «История про двух осликов» Жили – были два ослика. Они были очень упрямы. Каждый из них хотел делать только то, что хотелось или что считал нужным. Ослики играли, веселись каждый в своем уголке двора. Хозяин часто запрягал осликов в повозку и перевозил с их помощью урожай с огорода. Но всякий раз, когда животные работали вместе, возникали недоразумения. Хозяин командует повернуть вправо, но один из осликов обязательно поворачивает в другую сторону, например, потому, что там росли прекрасные цветы, и ослику захотелось их понюхать. От этого поворота тележка накренилась, и овощи посыпались на дорогу. Хозяин очень рассердился и стегнул ослика кнутом. Точно так же поступал и другой ослик. Между этими животными не было согласия. Но вот однажды хозяин решил проучить упрямых осликов. Он связал их одной веревкой и заставил всегда ходить вместе, но корм положил им в разных местах. Бродили ослики по двору, пытаясь перетянуть друг друга каждый в свою сторону. Устали и решили перекусить. Ослики бросились к своим кучкам сена, но веревка, которой они были связаны, мешала им подойти к сену. Ослики упирались, натягивали веревку изо всех сил, но все равно не могли дотянуться до еды. Через некоторое время они без сил опустились на землю. Ослики немного посидели, отдохнули и опять принялись тянуть друг друга в свою сторону. Но и эта попытка не увенчалась успехом. Обессилевшие ослики заплакали от горя. Кушать хочется, сено есть, а пожевать его невозможно. Мозговой штурм. Как вы думаете, что нужно сделать осликам? Какие есть варианты? Записать все предложенные варианты, проанализировать все решения с позиции «победа-проигрыш» в каждом случае. Как сделать так, чтобы осликам было хорошо? Какой вариант удовлетворит потребности обоих осликов? Давайте посмотрим, как же поступили ослики. Читаем сказку дальше.
Ослики впервые посмотрели друг другу в глаза. Веревка ослабла и перестала больно сдавливать шею. Эврика! – вскричал один ослик.- Посмотри, как только мы повернулись друг к другу, веревка ослабла. Мне кажется для того, чтобы подойти к кучке сена, нам с тобой надо идти в одну сторону. Ты прав! – ответил другой ослик. – Давай сначала съедим моё сено, а потом твоё. Так мы сможем утолить голод. Ослики вместе подошли к кучке сена и начали есть. Никогда еще сено не было таким вкусным. Животные съели сено, и подошли к другой кучке. Теперь они двигались в одну сторону. Когда ослики наелись, то прилегли в тени большого дерева отдохнуть. «Здорово!- говорили ослики. – Мы смогли покушать только тогда, когда учли интересы друг друга и стали двигаться в одном направлении. Вместе и воз тянуть веселее. Давай всегда так поступать!» Как ослики смогли покушать? Как вы думаете, что чувствовали ослики, когда были каждый сам по себе? А что они почувствовали, когда смогли покушать? Каждое «Я» уникально. Чтобы мы мирно жили, необходимо учитывать интересы каждого, находить такие решения, которые бы удовлетворяли потребности каждого. Представьте, что могло бы быть, если бы ослики не нашли верного решения? Желание настоять на своем любой ценой часто приводит к тому, что даже лучшие друзья могут поссориться и не разговаривать долго друг с другом. Каждый из них может страдать от этого и не знать, как поступить, чтобы вернуть дружбу и доверие друга. В этой ситуации я предлагаю пользоваться «ковром мира», где написаны основные шаги примирения с другом. ( знакомство с «ковром мира»). Игра «Общий дом» Обмен впечатлениями от игры. |
Осознание наличия у себя тех или иных положительных качеств, развитие способности находить хорошие качества в другом человеке, повышение самооценки Знакомство с моделью разрешения конфликтных ситуаций, которая называется сотрудничество, формирование навыков конструктивного взаимодействия. Знакомство с простыми шагами примирения с товарищем, осознать понятие «сотрудничество», учиться сотрудничать. Моделирование социальных ситуаций и способов поведения |
Флипы, разноцветные клейкие листочки, маркеры, фломастеры. Бумажный круг, раскрашенный как планета, бумажные фигурки человечков. Мультимедийная презентация сказки Рисунок «Ковер мира» Кусок брезента или коврик. |
5. |
10 минут |
Рефлексия . «Цветовой барометр настроения» Твое отношение к сегодняшней работе: красный – очень понравилось; Оранжевый – понравилось: Желтый – хорошо; синий – не понравилось; фиолетовый – очень не понравилось. Настало время прощаться. Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу и подумаете: “Как хорошо, что мы сегодня здесь вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы.”Вспомните свои старые обиды, на что они похожи? А теперь возьмите их и выбросите вот в этот мешок для мусора. (если не удается представить, можно изобразить обиду на листке бумаги и уничтожить ее). Вдохните глубоко и со вздохом представьте, что в вас проникает яркий солнечный свет. Задержите дыхание и дайте возможность свету свободно разлиться по вашему телу. Выдохните из себя тепло солнечных лучей. Я желаю Вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу. Повернитесь лицом к своему соседу и скажите друг другу: «Давай дружить!» |
Проанализировать процесс общей работы. Снятие психоэмоционального напряжения; накопление положительного эмоционального опыта; развитие мотивации на принятие и поддержку другого |
Разноцветные полоски цветной бумаги, легкая музыка для медитации |