Правонарушение — виновное противоправное деяние дееспособного лица, которое наносит вред обществу.
Что такое правонарушение и его виды
Правонарушение — виновное противоправное деяние дееспособного лица, которое наносит вред обществу.
Под правонарушением понимается такое неправомерное поведение человека, которое выражается в действии или бездействии.
Правонарушениями не могут быть мысли, чувства, помыслы, так как они не подпадают под регулирующее воздействие права, пока не выразятся в определенном поведенческом акте.
Бездействие является правонарушением в том случае, если человек должен был совершить определенные действия, предусмотренные нормами права (оказать помощь, заботиться о детях и т. д.), но не совершил их.
Признаки правонарушения:
- действие или бездействие;
- противоправность поведения (при этом не имеет значения тот факт, что правонарушитель не знает требований закона);
- виновное поведение человека;
- причинение вреда обществу, государству, гражданам либо создание угрозы наступления такого вреда. Надо заметить, что не всякое причинение вреда является правонарушением (таковы необходимая оборона, крайняя необходимость и т.д.);
- совершение деяния дееспособным лицом.
Виновное поведение человека
Вина — это психическое отношение правонарушителя к нарушенной норме права, совершенному деянию. наступившим последствиям.
В зависимости оттого, как правонарушитель относится к названным компонентам, выделяют две формы вины:
- умысел;
- неосторожность.
Умысел наличествует, когда лицо осознает противоправность деяния, предвидит наступление общественно опасных последствий и желает их наступления (прямой умысел) либо осознает противоправность деяния и наступление общественно опасных последствий, но не желает, а только сознательно допускает их наступление (косвенный умысел).
Вина в форме неосторожности подразделяется на два вида:
- легкомыслие;
- небрежность.
При легкомыслии лицо предвидит возможность наступления общественно опасных последствий своего деяния, но самонадеянно рассчитывает на их предотвращение. При небрежности лицо не предвидит возможности наступления общественно опасных последствий своего деяния, хотя должно было и могло их предвидеть;
Деяние влечет меры государственного воздействия, в том числе меры юридической ответственности.
Все правонарушения по степени их общественной опасности делятся на проступки и преступления.
Поскольку и преступление, и проступок — разновидности правонарушения, то их основные характеристики - противоправность, виновность, наказуемость, антиобщественная напраленность – совпадают. Различия между преступлением и проступком заключены в степени общественной опасности деяния.
Преступление – это правонарушение, несущее высокую социальную опасность.
К преступлениям относятся убийство, умышленное причинение вреда здоровью, изнасилование, грабеж, вымогательство, хулиганство, терроризм и т.д., т.е. все деяния, которые запрещены уголовным законодательством и за которые следуют строгие наказания.
Проступок – правонарушение, которое характеризуется меньшей степенью социальной опасности.
За проступки полагаются наказания неуголовного характера – штрафы, предупреждения, возмещение ущерба.
Как правило, выделяют следующие основные виды проступков:
- дисциплинарные (связанные с неисполнением или ненадлежащим исполнением возложенных на работника трудовых обязанностей или нарушающие порядок отношений подчиненности по службе и т. д.);
- административные (посягающие на установленный законом общественный порядок, отношения в области осуществления государственной власти и др.);
- гражданско-правовые (связанные с имущественными и такими неимущественными отношениями, которые представляют для человека духовную ценность).
Самым опасным видом правонарушений являются преступления. Они отличаются от проступков повышенной степенью общественной опасности, поскольку причиняют более тяжкий вред личности, государству, обществу.
Причины совершения правонарушений несовершеннолетними
Основными причинами совершения правонарушений несовершеннолетними и условиями им способствующими являются:
- индивидуальные свойства, возрастные, психологические и иные особенностями личности правонарушителя в условиях его неблагоприятного воспитания и формирования (внутренние причины);
- обстоятельства непосредственной ситуации, в которой было совершено правонарушение (внешние причины – т.е. условия).
Внутренние причины:
- возрастные изменения психики;
- психические расстройства;
- вредное влияние микросреды;
- бытовые взаимоотношения;
- пропаганда жестокости и насилия;
- низкая организация воспитательной работы;
- направленность личности;
- низкий культурный и образовательный уровень учащихся и т.п.
Внешние причины:
- отсутствие контроля за поведением;
- неучастие в личной жизни несовершеннолетнего родителей, близких;
- тяжелые жизненные обстоятельства;
- конфликтная ситуация;
Общая профилактика правонарушений - деятельность, осуществляемая субъектами профилактики правонарушений по предотвращению и пресечению правонарушений, выявлению, анализу, предупреждению и устранению причин и условий, способствующих совершению правонарушений, а также выявлению, учету, правовому воспитанию граждан, склонных к противоправному поведению.
Общая профилактика правонарушений, совершаемых подростками, осуществляется в четырех основных сферах:
- в семье;
- в трудовом коллективе;
- в учебных учреждениях;
- по месту жительства.
Участковый инспектор ИДН при проведении профилактической работы с несовершеннолетними:
- разъясняет последствия совершения ими правонарушений;
- выявляет и принимает меры по устранению причин и условий, способствующих совершению ими правонарушений;
- собирает и обобщает информационно-статистические материалы на учреждения общего среднего, профессионально-технического и среднего специального образования.
Направления работы по предупреждению правонарушений учащихся включают в себя:
- Профилактическая работа с учащимися: проведение месячников правовых знаний, бесед, занятий по правовому просвещению и предупреждению правонарушений; тематические классные и информационные часы с представителями правоохранительных органов; организацию школьных праздников; функционирование Совета по профилактике преступлений и правонарушений;
- Организация досуговой деятельности несовершеннолетних: работа спортивных секций; дополнительное образование; проведение тематических вечеров; экскурсий, акций;
- Работа с родителями: проведение родительских собраний, лекций, посещение семей на дому социальными педагогами совместно с психологами, администрацией; совместное проведение школьных праздников;
- Организация работы школы в период каникул: проведение спортивных соревнований; организация свободного времени учащихся, состоящих на различных видах учета; работа детского школьного оздоровительного лагеря, различные выездные мероприятия;
Об уголовной ответственности несовершеннолетних
Уголовно-процессуальные права, ответственность и обязанности несовершеннолетних и других участников уголовного процесса расписан в Уголовно-процессуальном кодексе Республики Беларусь, который принят в 1999 году.
РОЖДЕНИЕ
1. Если ребенка признали потерпевшим или свидетелем преступления, то:
- орган, который ведет уголовное дело, должен обеспечить участие в деле его законных представителей (часть первая статьи 221 Уголовно-процессуального кодекса);
- при проведении допроса должен присутствовать педагог или психолог и по усмотрению следователя, законные представители (статья 221 Уголовно-процессуального кодекса);
- он не предупреждается об ответственности за отказ либо уклонение от дачи показаний и не несет ответственности за дачу заведомо ложных показаний (до достижения 16 лет), ему лишь указывается на необходимость говорить правду (статья 27 Уголовно-процессуального кодекса и часть вторая статьи 402 Уголовно-процессуального кодекса);
- он не подписывает протокол и показания ему не оглашаются. Правильность показаний удостоверяется лицами, присутствовавшими при допросе.
2. Ни при каких случаях ребенок не может быть признан подозреваемым или обвиняемым в совершении уголовного преступления.
14 ЛЕТ
1. Если несовершеннолетнего признали потерпевшим или свидетелем преступления, то на его допрос по усмотрению следователя (дознавателя) приглашаются педагог или психолог (до достижения подростком 16 лет) и законные представители.
2. Если несовершеннолетнего признали подозреваемым или обвиняют в совершении преступления, то:
2.1. Как подозреваемого его нельзя удерживать свыше 72 часов без предъявления обвинения;
2.2. К участию в уголовном деле ОБЯЗАТЕЛЬНО допускаются:
- законные представители подростка (статья 436 Уголовно-процессуального кодекса);
- педагог или психолог (часть первая статьи 435 Уголовно-процессуального кодекса), которые будут принимать участие в деле после достижения ребенком 18 лет. При этом показания обвиняемого или подозреваемого подростка, данные в отсутствие названных специалистов, должны рассматриваться как полученные с грубым нарушением закона и не могут использоваться в качестве доказательств по делу;
- защитник, которым может быть адвокат, близкие родственники или законные представители.
2.3 Законные представители подростка имеют ПРАВО:
- знать сущность подозрения, обвинения, содержание предъявленного иска;
- давать пояснения;
- представлять доказательства;
- знакомиться с протоколами следственных и других процессуальных действий, делать замечания по поводу правильности и полноты записей в протоколах;
- знакомиться с протоколом судебного заседания и приносить в суд свои замечания и пр. (статья 57 Уголовно-процессуального кодекса).
2.4. Допрос подростка не должен продолжаться более 2-х часов подряд, после чего делается перерыв на один час для приема пищи. На протяжении дня продолжительность допроса не должна превышать 4-х часов (статья 434 Уголовно-процессуального кодекса).
2.5. К подростку могут быть применены следующие меры ПРЕСЕЧЕНИЯ:
- отдача до суда под надзор родителей или попечителей, если есть уверенность, что на свободе:
а) несовершеннолетний не скроется от органов уголовного преследования и суда;
б) не будет заниматься преступной деятельностью;
в) лица, на попечение которым несовершеннолетнего отдали, не будут препятствовать расследованию и рассмотрению дела;
- заключение под стражу или домашний арест в случаях совершения менее тяжкого, тяжкого или особо тяжкого преступления. Перед тем, как дать санкцию на заключение под стражу прокурор должен лично допросить несовершеннолетнего (часть третья статьи 126 Уголовно-процессуального кодекса).
3. Несовершеннолетний имеет ПРАВО в случае задержания или заключения под стражу:
- сообщить родителям или другим законным представителям о своем положении;
- получить до начала первого допроса бесплатную юридическую консультацию адвоката.
4. Несовершеннолетний не может отказаться от адвоката (часть третья статьи 47 Уголовно-процессуального кодекса).
16 ЛЕТ
Если несовершеннолетнего признали свидетелем преступления, то он
- несет ответственность за дачу заведомо ложных показаний; и
- отказ от дачи показаний;
- имеет право не давать показаний против самого себя, членов своей семьи и близких родственников (статья 27 Конституции Республики Беларусь).
18 ЛЕТ
- при достижении несовершеннолетним 18 лет он приобретает все права, ответственность и обязанности взрослого человека.
Критерии несовершеннолетних, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа
Если несовершеннолетний привлекался к уголовной или административной ответственности – это является основанием для постановки его на профилактический учет в инспекции по делам несовершеннолетних.
Органы, учреждения и иные организации, осуществляющие профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении следующих несовершеннолетних:
- безнадзорных (ребенка, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению или содержанию со стороны родителей);
- беспризорных (тот же безнадзорный, но не имеющий места жительства или места пребывания);
- занимающихся бродяжничеством или попрошайничеством;
- содержащихся в приемниках-распределителях для несовершеннолетних, социально-педагогических учреждениях;
- потребление которыми наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, употребление алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива установлены в соответствии с законодательством;
- привлеченных к административной ответственности;
- совершивших деяния, содержащие признаки административных правонарушений, но не достигших ко времени совершения таких деяний возраста, с которого наступает административная ответственность;
- в отношении которых приняты решения об отказе в возбуждении уголовного дела или о прекращении производства по уголовному делу из-за недостижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность, либо которые вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством (заболеванием), во время совершения общественно опасного деяния были не способны сознавать фактический характер или общественную опасность своих деяний либо о прекращении проверки и разъяснении заявителю права возбудить в суде в соответствии со статьей 426 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь уголовное дело частного обвинения;
- подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений;
- освобожденных от уголовной ответственности в силу утраты деянием общественной опасности, в связи с деятельным раскаянием, примирением с потерпевшим, освобожденных от наказания вследствие чрезвычайных обстоятельств, на основании актов амнистии или помилования;
- освобожденных от уголовной ответственности с передачей их под наблюдение родителей, опекунов или попечителей;
- осужденных с отсрочкой исполнения наказания, с условным неприменением наказания, без назначения наказания, условно-досрочно освобожденных от наказания;
- осужденных с применением принудительных мер воспитательного характера;
- осужденных с назначением наказания в виде общественных работ, штрафа, лишения права заниматься определенной деятельностью, исправительных работ, ограничения свободы;
- освобожденных из воспитательных колоний, арестных домов;
- содержащихся в специальных учебно-воспитательных учреждениях, специальных лечебно-воспитательных учреждениях;
- вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений, специальных лечебно-воспитательных учреждений.