Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Родительский ликбез

Дата: 4 мая 2013 в 10:05, Обновлено 29 декабря 2013 в 12:50
Автор: Лобов П. В.

Социальная ситуация развития ребенка, временно оставшегося без попечения родителей

 

При исследовании особенностей развития познавательной сферы у детей данной категории выявлены следующие проблемы:

 

 -отсутствие интереса к занятиям продуктивной деятельностью. В свободное время дети не рисуют, не лепят, не поддерживают инициативу воспитателей смастерить какую-либо поделку, оформить что-либо к празднику и т.д.;

 

 -отсутствие социально направленной инициативы. Круг собственных интересов детей часто ограничивается потребностями физиологического уровня. В ситуации общения со взрослым преобладают защитные психические реакции: избегание, протесты, ложь, неподчинение;

 

 -познавательный интерес не выражен;

 

 -мотивационный компонент познавательной деятельности не сформирован, что выражается в негативном отношении к школе;

 

 -не сформирована роль ученика;

 

 -произвольность в процессе учебной деятельности носит характер «из-под палки».

 

Вывод: уровень развития познавательной активности у детей крайне низкий. Мотивация учения у них отсутствует и поэтому не может детерминировать развитие учебной деятельности как ведущей в данном возрасте. Реальные социальные, психические возможности воспитанников не отвечают требованиям социума к данной возрастной категории, то есть дети являются группой риска по возникновению у них социальной дезадаптации в будущем.

 

 Наблюдая за поведением детей, общаясь с ними, можно заметить следующие особенности: повышенную агрессивность, тревожность, культ силы.

 

 Все это сочетается со скудостью представлений о мире взрослых. Такие дети зачастую не понимают некоторых простых вещей, которые понятны их сверстникам, воспитывающимся в семье. Это происходит потому, что семья играет огромную роль в развитии ребенка, в воспитании его как члена общества. Из своей семьи он вынес опыт решения проблем силой, жестокостью по отношению к другим. Его родители демонстрировали далеко не лучший пример взаимоотношений, ребенок жил в атмосфере насилия.

 

 Но самое главное — он это принимает за образец поведения, ему трудно понять, что можно жить по-другому. Он воспринимает других людей как врагов зачастую только потому, что они запрещают ему вести себя так, как вели себя его неблагополучные родители.

 

 Педагоги часто сталкиваются с тем, что изменить его отношение, неадекватные представления невозможно обычными способами. Они пытаются опереться на нравственные качества ребенка, которых у него нет.

 

 

Психические особенности детей с легкой степенью интеллектуального недоразвития

 

Неполнота эмоциональной жизни в приюте вызывает у ребенка различные психические расстройства и нарушения социальной адаптации: у одних это тенденция к понижению активности, ведущая к апатии и большему интересу к вещам, чем к людям; у других — гиперактивность,  с уходом в асоциальную и криминальную деятельность; у многих наблюдается тенденция вести себя вызывающе в обществе с целью привлечь к себе внимание взрослых при неумении создавать прочные эмоциональные привязанности.

 

 Умственная отсталость — это патологическое состояние со следующими особенностями: тотальный характер слабоумия, захватывающий личность в целом; стабильность интеллектуальной недостаточности, которая, возникнув в детстве, в дальнейшем не прогрессирует. Напротив, ребенок продвигается в своем развитии при целенаправленном воздействии на него.

 

 Собственно слабоумие является лишь частью общего психического недоразвития личности, поэтому ее клиника включает различные эмоциональные, волевые, речевые, двигательные нарушения, а также и социальную незрелость. Легкая степень умственной отсталости отчетливее всего выражается в недоразвитии познавательной деятельности, которое проявляется в неспособности усвоения сколько-нибудь сложных понятий и вследствие этого в невозможности сложных обобщений, абстрактного мышления. Не имея собственных суждений, умственно отсталые обычно легко подпадают под чужое влияние.

 

Особенности психокоррекционного процесса

 

В каждой методике по обучению и воспитанию особую роль играет взрослый. Он — носитель опыта. Его опыт должен усвоить ребенок, чтобы адаптироваться в социуме.

 

 Взрослый создал нормативы, которые должен усваивать ребенок в определенном возрасте с определенными особенностями. Взрослый исходил из потребностей общества, возможностей ребенка, особенностей его развития. Он создал систему обучения, присвоения социальных ценностей, историко-культурного опыта.

 

 В этой системе (обучающей, воспитательной) взрослый всегда играет главную роль. Взрослый придает процессу присвоения целенаправленность, именно он направляет ребенка. Взрослый создает ситуации усиления социальной активности ребенка в деятельности освоения социума. Этот принцип отражен в понятиях о посредничестве Б.Д. Эльконина. Взрослый так организует социальное пространство, что ребенок непроизвольно занимает целенаправленную позицию по освоению этого пространства.

 

 

Специфика психологического сопровождения процесса воспитания в приюте

 

 Прежде всего, необходимо выявить особенности эмоционального развития и поведения детей. Обследование эмоционального развития можно провести с помощью методик: Тест Люшера, «Дом, дерево, человек» и др. Выявление эмоционального следа психотравмирующей ситуации позволит найти оптимальный вариант коррекции эмоциональной депривации, дистресса, определить, насколько возможно и вероятно принятие и фиксация ребенком общечеловеческих ценностей и на уровне эмоций, и на уровне сознания; насколько вероятна идентификация с положительным взрослым.

 

 Работая с психотравмой, необходимо выяснить, как часто вспоминает воспитанник психотравмирующую ситуацию, что ассоциируется с ней, выявить интенсивность и глубину переживаний. Необходимо услышать вербальное выражение ребенком своего состояния (его умозаключений и суждений); выявить способы действия в различных, в том числе и затруднительных ситуациях.

 

 Установление факта формирования квазиценностей и квазипотребностей как личностных новообразований позволит выделить группу детей с девиантным поведением и направленно работать с мотивационно-потребностной сферой воспитанников данной категории.

 

 Также необходим поиск оптимального варианта развития сенсорных систем, эмоционально-волевой сферы детей и возможности реализации процесса идентификации с положительным взрослым.

 

Тактика психологического сопровождения процесса воспитания в приюте

 

 Необходимо включение детей в деятельность общения со взрослым, в игровую деятельность. Коррекция деятельности общения со взрослым – ведущий фактор нормализации процесса социальной адаптации.

 

 Взрослый – фактор социальной успешности умственно отсталых детей. Деятельность общения со взрослым – основа социальной адаптации ребенка. У нормы – развитие, социальное самосознание. У умственно отсталых – зависимость от взрослого. Факторы внушаемости – в пользу социализации, перенятия социальных мотивов деятельности, усвоения структуры социальной деятельности. Взрослый – внешний опосредователь, «костыль» социальной успешности детей.

 

 Роль взрослого – направляющая для каждого выделенного критерия. Она меняется в зависимости от особенностей развития ребенка.

 

 Еще одним немаловажным критерием оценки адаптации ребенка к положительному социуму является подражание взрослому, которое я рассматриваю как существеннейший механизм научения, присущий ранним этапам социального развития.

 

Факторы социализации:

 

1.     в младшем школьном возрасте:

 

 - Принятие индивидом социальной роли (ученика).

 

 - Адекватность восприятия индивидом самого себя.

 

 - Культурное опосредование деятельности.

 

 - Непосредственное погружение ребенка в социальные процессы и взаимоотношения (учебная деятельность).

 

 - Активность и достаточная произвольность социальной деятельности.

 

 - Стремление ребенка подражать положительному взрослому.

 

 Таким образом, достигается: реализация ребенком своих социальных потребностей; формирование социальных мотивов поведения.

 

 Это препятствует дезадаптации такого ребенка в положительном социуме.

 

 Рассматривая развитие познавательной активности как условие активного овладения ребенком 10–14 лет социального опыта, мы можем говорить о необходимости коррекции общения ребенка со взрослым, который в данном случае является субъектом социального развития ребенка.

 

 Исходя из сложившихся в психологии представлений о смене видов деятельности, а также об изменении функциональной структуры общения ребенка со взрослым на протяжении всего периода детства, мы можем предполагать, что коррекционную работу следует строить, отталкиваясь от реального уровня развития данных психических новообразований у умственно отсталых детей нуждающихся в государственной защите.

 

 В процессе коррекции необходимо учитывать закономерности смены видов деятельности общения со взрослым (см. Д.Б. Эльконина), их тесную взаимосвязь с ведущей деятельностью, а также особенности построения отношений взрослого с ребенком и особенности организации жизненного социального пространства ребенка в зависимости от его социального, психологического возраста.

 

 Возможности преодоления социальной пассивности Анализируя результаты коррекционной работы, можно оценить качественное влияние интеллектуального дефекта на особенности развития социальных возможностей воспитанников.

 

Рассмотрим возможности преодоления социальной пассивности у таких детей и необходимые для этого условия.

 

 Появление у ребенка социально направленной познавательной активности является показателем развития деятельности общения со взрослым. Таким образом, уровень психосоциального развития ребенка приблизится к требованиям социума, что существенно облегчит освоение им учебной деятельности и усвоение культурного опыта.

 

 Главной цель -  организация совместной деятельности, когда дети будут включены в ситуации непосредственного общения со взрослым. Ситуации, благодаря которым в сознании детей (под контролем взрослого и с его помощью) будут постепенно вызревать мотивы социальной активности.

 

 

Виды организуемой деятельности Они должны соответствовать актуальному уровню психосоциального развития детей данной категории.

 

 - Совместные прогулки.

 

 - Продуктивная деятельность (рисование) в форме совместных, коллективных работ.

 

 - Шитье одежды для кукол.

 

 - Организация традиции совместных чаепитий с беседами и чтением книг.

 

 - Включение в игровую деятельность изо-деятельности (рисование, лепка).

 

 - Включение в игровую деятельность музыкальной деятельности (пение, слушание музыки, танцы).

 

 

Последовательно корректируя развитие ребенка, особое внимание следует уделить работе с нарушениями в эмоциональной сфере.

 

 Важен и социально-психологический аспект коррекции: дети не усваивают самостоятельно (в силу ряда объективных и субъективных причин) общепринятые выражения эмоций, чувств, понятия о настроении, тонкости сотрудничества.

 

 Таким образом, психологическое сопровождение развития детей данной категории является специальным процессом, отличным от сопровождения в обычном образовательном учреждении. Проводя работу с детьми, мы прежде всего ориентируемся на вероятность успешного развития при воздействии на их сенсорику, моторику.

 

 Следующим этапом, обеспечивающим динамику развития, является работа с нарушениями в эмоциональной сфере, поэтому при выборе средств и форм коррекции мы обратились к тем средствам, которые более эффективно влияют на сенсорный уровень, и к тем формам организации деятельности, которые наиболее знакомы детям.

 

 Художественно-игровая деятельность как форма организации занятий с детьми позволяет реализовать содержание коррекционной работы, включающее основы цветопсихологии, музыкальной психологии и игротерапии.

 

 В соответствии с этим мы разделили методические рекомендации на три части.

 

^ Включение в коррекционные занятия приемов цветопсихологии. Иллюстрации, репродукции, краски и другой материал необходимо подбирать с учетом рекомендаций, обобщающих опыт психокоррекции, и в соответствии с образовательными программами. Детям необходимо постоянно видеть произведения искусства, наблюдать, как рисует, лепит значимый взрослый.

 

 Материал, предназначенный служить средством коррекции на занятиях, необходимо ввести в среду, окружающую ребенка, за некоторое время до самого занятия. В том случае, если он станет знакомым ребенку, его можно использовать в целях коррекции. До занятия наблюдаем за ребенком (детьми): за «естественной реакцией» включения ребенка в процесс созерцания, переживания, проявления эмоций. Выявляем особенности изовосприятия каждого ребенка.

 

 Проанализировав и обобщив данные наблюдений, осуществляем перенос изоматериала в структуру занятия. Сущность воздействия цвета и изодеятельности в целом заключается в возможности снятия психического напряжения, развития навыков общения с окружающими.

 

^ Включение в коррекционные занятия приемов музыкальной психологии. Для детей с общим интеллектуальным недоразвитием, педагогически запущенных, имеющих низкий уровень культурной установки, довольно сложно подбирать музыкальные произведения, которые были бы и знакомыми, и приятными, и корригирующими. Подбор осуществляется с учетом рекомендаций, обобщающих опыт психокоррекционной работы, и в соответствии с образовательными программами. Далее по принципу, обозначенному выше, вводится музыкальный материал в повседневную жизнь ребенка, обеспечивается его постоянное «слышание».

 

 Таким образом мы получаем реакцию включения ребенка в процесс слушания. Используем в основном вальсы, поскольку они за счет метро-ритма оказывают успокаивающее воздействие и повышают сосредоточенность и внимание. Наблюдая за детьми, выявляем особенности музыкального восприятия каждого ребенка, смену настроения и поведения.

 

 Затем осуществляем перенос музыкального материала, ставшего знакомым, в ситуацию занятия. Целенаправленное воздействие музыки на эмоциональное состояние детей позволяет развивать у них адекватные реакции, а следовательно, и музыкальное восприятие в целом. Кроме того, расслабляется мышечная система, повышается психический тонус, улучшается настроение и общее состояние организма ребенка.

 

^ Включение в коррекционные занятия элементов игротерапии. Разумеется, также весьма затруднено применение игротерапии в работе с детьми с интеллектуальным недоразвитием. Дети, как правило, играть не умеют: создание игровых придуманных ситуаций для многих из них невозможно.

 

 Но по мере развития игровой деятельности (совместными усилиями психолога и воспитателя) как ведущей психической деятельности открываются большие возможности в работе с детьми. Они начинают подражать значимому взрослому, который многое умеет (рисовать, играть на музыкальных инструментах, танцевать), тому, как он радуется, грустит, сердится...

 

 Постепенно подражание переходит в идентификацию, что обеспечивает доверительные отношения ребенка с положительным значимым взрослым, развитие деятельности общения с взрослым и принятие нравственных базовых и культурных ценностей.

 

 На начальном этапе коррекции необходимо наблюдать и фиксировать первые проявления идентификации с положительным значимым взрослым и поддерживать все достижения ребенка в общении с ним и сотрудничестве. Важно также помочь ребенку в проигрывании психотравмирующих ситуаций, в благополучном для него завершении этих ситуаций.

 

 В игровой деятельности дети развивают коммуникативные навыки: начинают делиться своими впечатлениями, чувствами, мыслями, осознают их и соотносят с чувствами, мыслями значимого взрослого, других детей. И, что очень важно, начинают планировать деятельность и самостоятельно находить способы решения игровых задач.

 

 Художественно-игровая деятельность является синкретической, то есть объединяющей разные виды деятельности. Включение ее в психокоррекционный процесс позволяет развить у детей потребность творческого самовыражения, что является необходимым для воспитания и социализации детей данной категории.

 

 

 

 

 

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.