Жестокое обращение с ребёнком, причины и виды жестокого обращения.
Проблема защиты детей от жестокого обращения и насилия в наши дни становится всё более и более актуальной, поэтому и мы не смогли обойти её стороной и занялись её разработкой. Что подразумевается под жестоким обращением и насилием? Каковы виды, формы, признаки и последствия жестокого обращения? Что делать, если есть подозрение на жестокое обращение с ребёнком? Куда обратиться и что предпринять в этом случае? Как поговорить с ребёнком, как убедить его в том, чтобы он рассказал, что с ним случилось, ни в коей мере не придавая это общественной огласке? Какими нормативно-правовыми актами руководствоваться при работе в таких случаях? Как не допускать подобных моментов с детьми? Как отслеживать поведение детей и подростков, переживших жестокое обращение и насилие? Все эти вопросы волнуют многих специалистов, работающих с детьми.
Понятие и виды жестокого обращения и насилия.
Жестокое обращение с детьми – это умышленные или неосторожные действия со стороны взрослых, которые привели к травмам, нарушению в развитии, смерти ребенка, либо угрожают его правам и благополучию.
Насилие над ребёнком – это физическое, психологическое, социальное
воздействие на него со стороны другого человека (ребёнка или взрослого),
семьи, группы или государства, вынуждающее его прерывать значимую деятельность и исполнять другую, противоречащую ей, либо угрожающее его физическому или психологическому здоровью и целостности.
Выделяют четыре основные формы насилия в отношении детей:
- психологическое;
- пренебрежение основными потребностями ребенка;
- физическое;
- сексуальное.
Психологическое (эмоциональное) насилие – это однократное или хроническое воздействие на ребёнка, враждебное или безразличное отношение к нему, приводящее к снижению самооценки, утрате веры в себя, формированию патологических черт характера, вызывающее нарушение социализации.
Выделяют следующие формы психологического насилия:
- отвержение;
- терроризирование;
- изоляция;
- игнорирование;
- эксплуатация/развращение.
Что подразумевает в себе отвержение? Это, прежде всего, враждебное отношение к ребёнку, унижение, в том числе публичное; высмеивание ребёнка за проявление естественных эмоций (любви, горя и т.п.); превращение ребёнка в «козла отпущения», постоянная критика в его адрес.
Терроризирование – угроза убить ребёнка, причинить ему физический вред, оставить его в опасной ситуации, поместить в страшное место (например, ребёнок боится темноты, а родители запирают его в тёмной комнате, надеясь, что таким образом они помогают избавиться ребёнку от этого страха); угроза совершить насилие над самим ребёнком («Не будешь слушаться – накажу»); угроза совершить насилие над тем, кого ребёнок любит, чаще всего, над домашними животными («Будешь плохо себя вести, я твоего щенка/котенка выгоню на улицу/отдам соседям»).
Изоляция – лишение ребёнка возможности встречаться и общаться со
сверстниками или взрослыми как дома, так и вне его. У ребёнка в этом случае возникает ощущение полного одиночества, изоляции от других людей.
Развращение – побуждение ребёнка к антисоциальному поведению: занятию проституцией, порнографией; преступной деятельностью; употреблению наркотиков; жестокости по отношению к другим.
Игнорирование – отсутствие эмоционального отклика на нужды ребёнка и его попытки к взаимодействию, лишение его эмоциональной стимуляции: нежелание или неспособность взрослого взаимодействовать с ребёнком; взаимодействие с ребёнком только в случае крайней необходимости; отсутствие проявлений привязанности к ребёнку, любви, заботы.
Психологическое насилие в отношении детей происходит повсеместно, в первую очередь в семье и в образовательных учреждениях.
Поведенческие признаки психологического (эмоционального) насилия:
0-1 год: нарушение сна и аппетита, плаксивость, отсутствие реакций на
Окружающих, либо небезопасная привязанность;
1-3 года: недостаточность активного внимания (не задерживается внимание на объектах), агрессивность, задержка речевого развития, неразборчивая привязанность к малознакомым взрослым, отсутствие навыков самообслуживания;
3-6 лет: трудности взаимоотношений со сверстниками, стремление привлечь внимание взрослых любыми средствами, несформированность социальных навыков, прилипчивость;
6-12 лет: школьная неуспеваемость, прогулы школы, отвержение сверстниками, чрезмерная привязанность к взрослому, который уделяет внимание ребёнку, уходы из дома, агрессивное поведение.
У подростков здесь наблюдаются: депрессия, низкая самооценка, суицидальное поведение, психосоматические заболевания (аллергия, заболевания кожи, боли в брюшной полости и пр.);
Психологическое насилие, значение которого недооценивалось в течение долгого времени, является наиболее деструктивной формой жестокого обращения, затрагивающей все сферы развития ребёнка.
Особенно опасно психологическое насилие для маленьких детей: отсутствие эмоциональной стимуляции и поддержки ребёнка, враждебное поведение родителей нарушают эмоциональное и физическое функционирование ребёнка, приводят к задержке физического и умственного развития.
Пренебрежение основными нуждами ребёнка заключается в нежелании или неспособности родителей или лиц, их заменяющих, удовлетворять основные нужды ребёнка, необходимые для развития физических, эмоциональных и интеллектуальных способностей.
Формы пренебрежения нуждами ребенка: оставление ребёнка без присмотра; не предоставление ему медицинской помощи; отсутствие должного внимания, опеки, защиты (безнадзорность); отсутствие получения нормального образования.
Признаки пренебрежения основными нуждами ребенка:
недостаточный возрасту вес и рост;
санитарно-гигиеническая запущенность;
попрошайничество;
воровство пищи;
непосещение школы, плохая успеваемость;
повышенная утомляемость, апатичность;
задержка в развитии моторного, речевого, интеллектуального, социального, поведенческого компонентов;
беспокойство, сниженный эмоциональный фон, слёзы, молчаливость, склонность к одиночеству.
Пренебрежение основными нуждами ребёнка часто сочетается с физическим и психическим насилием. Дети, лишённые любви и заботы родителей, готовы полюбить и довериться любому взрослому, который
проявит к ним хоть немного внимания.
Физическое насилие – это преднамеренное нанесение ребёнку побоев, травм, повреждений, вследствие чего страдают его физическое и психическое здоровье и развитие, в особо тяжких случаях наступает летальный исход.
Особенности поведения детей, подвергшихся физическому насилию:
для детей до 3 лет – малоподвижность (при отсутствии биологических обстоятельств), боязнь родителей или взрослых, плаксивость, печальный внешний вид ребенка, редкая улыбка, агрессивность;
дошкольный возраст (3-6 лет) - пассивность, уступчивость, заискивающее поведение, агрессивность, в том числе по отношению к животным, лживость;
младший школьный возраст - стремление скрыть травму (не переодевание на физкультуру), нежелание возвращаться домой после школы, замкнутость и отсутствие друзей, уходы из дома, плохая школьная успеваемость;
подростковый возраст - любые формы злоупотребления алкоголем и другими психотропными веществами, депрессивные состояния, суицидальные попытки.
Сексуальное насилие – вовлечение ребёнка с его согласия или без такового в прямые или непрямые действия сексуального характера с взрослым, с целью получения последним сексуального удовлетворения или выгоды.
Перечисленные виды жестокого обращения и насилия редко встречаются по отдельности. Зачастую ребёнок испытывает на себе 2-3 вида жестокого обращения, что усугубляет негативные последствия насилия на развитие его личности.
Каковы же причины, факторы и последствия жестокого обращения с детьми?
Социально-экономические:
- безработица;
- низкая материальная обеспеченность, включая и слишком маленькое жилье, усиливающее напряженность;
- низкий образовательный и культурный уровень населения;
- отсутствие перспектив улучшения условий жизни;
- низкий уровень нравственности общества;
- неудовлетворительная государственная политика в области образования, социального воспитания, социальной поддержки;
- распространение алкоголизма, наркомании, и др.
Семейные:
- алкоголизм одного или обоих родителей;
- распавшийся брак;
- озлобленность родителей или разочарованность в жизни;
- физическое или психическое переутомление;
- отсутствие привязанности к ребёнку;
- чрезмерная требовательность;
- рождение другого ребёнка;
- большое количество детей;
- нежеланный ребёнок (в том числе как повод и принуждение к заключению брака);
- внебрачный ребёнок как объект вымещения зла на его родителя.
Средовые:
- отсутствие социального контроля в территории;
- слабая система воспитательной работы в учреждениях образования, культуры, социальной помощи.
Психопатические:
- наличие психопатий;
- предрасположенность отдельных людей к насилию.
Особенности самого ребёнка:
- физические и психические недостатки;
- своеобразие поведения ребёнка, вызывающее чрезмерную реакцию взрослых: своенравие, упрямство, протесты, нарочитый отказ выполнять режим (отказ от еды и т.д.), посещать детские учреждения, ложь, лень и т.д.
Все дети, пострадавшие от жестокого обращения и перенесшие насилие, испытали психологическую травму, которая будет отрицательно влиять на их личностное, эмоциональное и поведенческое развитие. Тяжесть последствий будет зависеть от вида насилия, возраста ребёнка, от реакции окружающих, от ситуации. Последствия насилия для ребёнка будут серьезнее и тяжелее, если оно совершается близким человеком, например, папой или мамой.
Ребёнок, переживший жестокое обращение, живёт с этим всю жизнь. Как же помочь ему избавиться от этого груза, и возможно ли это вообще.
Существуют приёмы, которые помогают в работе с детьми, пережившими жестокое обращение.
1. Арт-терапия (рисование): старайтесь, задавать детям задания рисовать своё будущее, свои мечты, своё любимое место, всё то, что формирует положительные мысли. Рисунки в сравнении, добро и зло, черное и белое. Если дети рисуют тёмными цветами, уберите карандаши тёмного цвета и попросите нарисовать, например, зло жёлтым, зелёным, голубым.
2. Кинотерапия (совместный просмотр фильмов): следует вместе посмотреть семейные фильмы, фильмы про дружбу, или отрывки фильмов, где ярко показаны семейные ценности, отношение друг к другу друзей.
3. Фантазийные игры, игра «Куст роз», способствует осознанию ребёнком своих чувств. Ему предлагается представить себя «Кустом роз» и ответить на следующие вопросы:
Какой куст (то есть ты) сильный или слабый?
Сколько цветков, много или мало?
Сколько шипов, много или мало?
Среда, в которой растёт куст, хорошая для него или плохая?
Хватает ли кусту места?
Какие у него отношения с другими растениями?
Какое у него будущее?
4. Игротерапия: игры с игрушками, сюжетно-ролевые игры, игры с пластилином, игры с куклами.
5. Метод незаконченных предложений:
- больше всего мне нравиться…;
- я счастлив, когда…;
- я расстраиваюсь, когда…;
- больше всего я боюсь…;
- моё самое большое желание…;
- я бы хотел, чтобы мои родители…;
- когда я вырасту, я хочу…;
- братья – это…; сестры – это…;
- папа – это…; мама – это…
Обратите внимание, уважаемые педагоги, на следующий момент и каждый из вас, представьте, пожалуйста, детей вашей группы, к которым относятся следующие признаки, присущие детям, пережившим жестокое обращение.
Воспитанники, пережившие жестокое обращение отличаются наличием:
низкой самооценки;
разрушительных мыслей;
проблем с принятием решения и выхода из сложной ситуации;
тревожности, гнева, злости;
чувства вины, страха отвержения, фобий и депрессии;
низкой учебной успеваемости;
беспокойного сна;
конфликтов с окружающими;
драк и слёз.
Практические задания для педагогов.
1 задание. Порицание, наказание или жестокое обращение?
1. Поставить в угол
2. Оставить без ужина
3. Ремнём по п...
4. Игнорирование 2 дня
5. Закрыть в помещении, чтоб подумал…
6. Неделя без сладкого…
7. На горох!..
8. Месяц моешь посуду!
9. Если слов не понимает, выпороть хорошенько…
10. Не гулять месяц…
11. Пусть все знают, какой ты…
12. Делай, что хочешь – твоя жизнь...
13. Что с тебя, Барана, взять…
14. И в кого ты такая бестолочь…
15. Больше ты в свою секцию ходить не будешь…
16. Ты меня очень расстроил(а) своим плохим поступком…
17. Больше с этим Петькой не дружи… он тебя плохому научит…
2 задание. Ток-шоу.
Участники делятся на две группы. 1 группа за физическое наказание, вторая – категорически против. За 10 минут каждая групп должна, аргументировано убедить оппонента в своей правоте. «Мы считаем, что физическое наказание (не) действенно, потому что…».