Семинар-практикум
«Профориентационные методы и формы»
Цель:
повышение уровня профессиональной компетентности педагогов-психологов по организации профориентационной работы с учащимися.
Задачи:
- создать эмоциональный настрой на совместную работу,
- актуализировать знания педагогов-психологов о профессиях;
- познакомить педагогов-психологов с профориентационными методами и формами работы с учащимися, с приёмами поддержки детей в профессиональном выборе.
Оборудование: компьютер, мультимедийная презентация, музыкальное сопровождение, выпуск киножурнала «Фитиль» «Кем быть?», макеты профессий.
Ход занятия
- Организационно-мотивационный этап
Упражнение «Здравствуйте те, кто…».
Педагог-психолог говорит утверждение, и те педагоги, которые согласны, в ответ на утверждение отвечают «Здравствуйте!».
Утверждения:
- Здравствуйте те, у кого хорошее настроение!
- Здравствуйте те, кому нравится общаться!
- Здравствуйте те, кто мечтал в детстве стать педагогом!
- Здравствуйте те, кто любит свою профессию!
- - Здравствуйте те, кто готов к активной работе!
Начнем наш практикум с просмотра видеоролика.
Просмотр киножурнала «Фитиль» «Кем быть?»
Педагог-психолог. Просмотрев видеоролик, сформулируйте тему нашего занятия.
Жизнь человека – череда многочисленных выборов. Серьёзных, от которых зависит будущее (например, выбор спутника жизни), и повседневных, бытовых (что приготовить на ужин – запеканку или пюре с котлетами). Выбор профессии можно отнести, пожалуй, к самым сложным. Однажды, на вопрос: «Что же такое счастье?» - прозвучал такой ответ: «Счастье - это когда утром с радостью идёшь на работу, а вечером с радостью возвращаешься домой».
Значит, одной из составляющих счастья является правильный выбор профессии. Эта проблема рано или поздно встаёт перед любым человеком, в том числе и перед вашими детьми. Профессия как одежда, она должна быть впору, соответствовать внутренним склонностям человека, выбирающего профессию. К примеру, вы же не будете ходить в туфлях на два размера больше. Конечно, вы их сначала примерите. Также и с профессией, но к этому выбору надо подходить тщательно.
- Практический этап.
Педагог-психолог.
Эксперимент
- Я начертила прямую линию, скажите, как сделать эту линию короче, не прикасаясь к ней?
- Начертить рядом с этой линией другую, но более длинную, тем самым, показав, что первая стала короче.
Так и с выбором профессии: чтобы выбирать, нужно знать, из чего выбирать. В мире насчитывается около 40 тысяч разных профессий. Задача родителя - выступить экспертом, поделиться той информацией, которой он владеет: рассказать, что представляет собой та или иная профессия, какие ограничения она накладывает.
А для начала давайте проверим, насколько хорошо вы ориентируетесь в мире современных профессий. Предлагаю пройти тест (тест на экране). Выберите вариант ответа и запишите его.
Тест.
1. Логистик — это:
а) тот, кто изучает логику;
б) специалист по организации транспортировки продукции;
в) организатор конференций и симпозиумов.
2. Веб-мастер — это:
а) специалист по робоэтике;
б) специалист, занимающийся разработкой алгоритмов и программ;
в) разработчик проектов сайтов.
3. Маркетолог – это:
а) работает на рынке ценных бумаг;
б) изучает рынок труда;
в) изучает рынок сбыта товаров.
4. Фандрайзер — это:
а) тот, кто ищет деньги и возможности для своей организации;
б) специалист, который организует прием звезд шоу-бизнеса;
в) специалист, изучающий пути развития организации.
5. PR-агент — это:
а) тот, кто связан с политикой;
б) специалист по рекламе и связям с общественностью;
в) посредник между организациями и людьми.
6. Культуролог — это:
а) тренер по культуризму;
б) специалист, изучающий развитие и формирование культуры;
в) предсказатель будущего.
Проверим результаты (на экране):
1- б; 2- в; 3- в; 4- а; 5- б; 6 – б.
Подсчитайте количество правильных ответов: больше 5 - владеете всей информацией; 3 - 4 - недостаточно информированы; 0-2 - плохо ориентируетесь в мире профессий.
Обсуждение: были ли сложности, как думаете почему?
Игра «Профессия на букву»
Педагог-психолог. Раз тема нашего семинара связана с профессиями, прошу вас на каждую букву слова «профессия» назвать профессию (можно несколько).
Игра «Детективы»
Педагог-психолог. Задание: угадать профессию по предмету, который появится на экране и которым пользуется представитель загаданной профессии (книга – библиотекарь; блюдо – официант; флейта – преподаватель по классу флейта; линейка – архитектор; кувшин – археолог; кубики - продавец; фотоаппарат – корреспондент; карта – учитель географии).
Обсуждение: почему одну профессию угадали быстро, а угадать другую потребовалось время?
Упражнение «Самая- самая»
Педагог-психолог. Задание: вам будут предлагаться некоторые необычные характеристики профессий, а вы должны по очереди называть те профессии, которые, по нашему мнению, в наибольшей степени данной характеристике соответствуют. К примеру, «самая денежная профессия». Какие профессии являются самыми-самыми денежными? (самая «зеленая» профессия, самая «сладкая» профессия; самая «волосатая» профессия; самая «детская» профессия; самая «смешная» профессия, самая «мужская» профессия; самая «женская» профессия; самая «человечная» профессия).
Обсуждение: обоснуйте свою точку зрения?
Упражнение «Примерьте профессию»
Педагог-психолог. Задание: предлагается «примерить» на себя профессию. Макет (изображение профессии на листе ватмана с прорезью для лица) примеряется, при этом человек не видит костюм-профессию. Участник должен, задавая вопросы, угадать профессию. Вопросы, связанные с предполагаемое профессией, требуют ответа «да» либо «нет».
Педагог-психолог. Как чувствовали себя в костюме-профессии? Легко ли было угадать? Почему?
Упражнение «Машина времени» (звучит музыка)
Педагог-психолог. Сядьте поудобнее, ноги поставьте на пол так, чтобы они хорошо чувствовали опору, спиной обопритесь на спинку стула. Закройте глаза, прислушайтесь к своему дыханию: оно ровное и спокойное. Почувствуйте тяжесть в руках, в ногах. Поток времени уносит вас в юность – в то время, когда перед вами стоял вопрос выбора профессии. Каким вы представляли свое профессиональное будущее? Кто и как помогал вам в осуществлении ваших планов? Как родители отнеслись к вашему выбору? Были ли разногласия по поводу вашего выбора с родителями? Какие личные качества и навыки помогли вам реализовать свои планы? А сейчас пришло время вернуться обратно в эту комнату. Когда будете готовы, вы откроете глаза.
Рефлексия
Педагог-психолог. Какие чувства у вас были? Что хочется сделать сейчас? Почувствовали ли вы надежное плечо, сопровождающее вас? Осуществились ли ваши мечты?
Кто же все-таки ответственен за выбор профессии ребенка. Выполним следующее упражнение.
Упражнение «Жил-был у бабушки серенький козлик...»
Работа в подгруппах.
Жил-был у бабушки серенький козлик... Всем известно, что потом с ним приключилось. Кто в ответе за то, что остались от козлика рожки да ножки? Виноват ли сам козлик, что отлучился в дремучий лес? А может, виноват злой Серый Волк, задравший с голодухи несчастное животное? Некоторые уверены, что за ситуацию полностью отвечает та самая бабушка, которая отставила козлика без присмотра... Вы согласны?
Попробуйте выразить свое мнение в виде графической диаграммы. Например, так (на экране):
А теперь давайте нарисуем для себя диаграмму ответственности за принятие решения, связанного с выбором профессии. Кто отвечает за решение и в каком объеме:
• педагоги;
• родители;
• психологи;
• друзья;
• ребенок.
Главное для педагогов - отдавать себе отчет в том, что они лишь помогают ребенку определиться, а вовсе не определяются вместо него. Вместе, но не вместо. Помогают - потому что большинство детей в 14-16 лет еще психологически не готовы сделать выбор самостоятельно, более того, значительная часть их испытывает страх перед необходимостью принятия решения. Растерянность подростка, когда ему вдруг предлагают определиться в таком важном вопросе, вполне понятна. Так что вряд ли педагогам стоит рассчитывать на полную самостоятельность ребенка в выборе профессии: повзрослевший малыш подсознательно ждет совета от старших, даже если прямо он об этом не говорит. С другой стороны, нельзя полностью снимать с него ответственность за совершаемый выбор. Важно, чтобы у него сложилось ощущение, что это он так решил. Ведь если подростку кажется, что профессию он выбрал не сам, то и учится он не для себя, воспринимая учебу как скучную и тягостную обязанность. У каждого из нас своя дорога. Не нужно за собой тянуть других, если они сами этого не хотят. Не нужно уводить человека от его предназначения. Главное для наших детей найти свой путь, свою профессию.
- Заключительный этап
Упражнение «Рука судьбы»
Педагог-психолог.
Вам надо написать на отдельных листочках название профессии, которая вам очень нравятся. Далее мы перемешаем все записки, и каждый вытянет случайно только одну (как лотерейный билет). Затем обсудим результат.
Встаньте, пожалуйста, те, кто вытащил свой листочек. Давайте посчитаем процент тех, кому повезло, кому судьба подарила случайно выбранную профессию, которая очень нравится. Скажите, какой можно сделать вывод (на судьбу надейся, а сам не плошай), т.е. нужно осмысленно подходить к выбору профессии
И закончить сегодняшнюю встречу хочется притчей.
В некой стране мужчина пытался добиться чего-то в своей жизни. Он перечитал много умных книг, объясняющих как правильно жить и как достичь успеха, следовал вычитанным правилам и рекомендациям. Но ничего у него не получалось. Тогда он решил обратиться за помощью к одному мудрецу.
- Подскажите, уважаемый, что я делаю в своей жизни неправильно? Я же следую умным советам, а результат получается не таким, как я ожидаю.
- Молодой человек, попробуйте отгадать одну загадку, возможно, она вам поможет. Представьте, что вы подошли к перекрестку семи дорог и видите установленную табличку: «Пойдешь направо - будет у тебя все хорошо в финансовых вопросах, но не обретешь семью. Свернешь налево - станешь богатым, но только на несколько лет, потом упадешь на самый низ. Направишься по дороге прямо - добьешься успеха, найдешь хорошую жену, но от тебя отвернутся все друзья и родные». Какую из дорог ты выберешь?
Задумался мужчина. Каждый вариант что-то дает хорошее, но и забирает много. Оценил все перспективы и говорит:
- Наверное, я выберу дорогу прямо. Жалко, конечно терять друзей и родных, но так у меня будет своя семья и успешное дело.
Мудрец отвечает:
- В этом твоя главная ошибка. В загадке указывалось, что дорог семь, но про остальные ты даже не задумался.
Одну из дорог в выбор профессии мы сегодня проложили: познакомились с некоторыми современными профессиями, с формами и приемами профориентационной работы, примерили на себя профессию, а также еще раз убедились, что на судьбу надейтесь, но и сам не плошай.
Рефлексия «СМС»
Занятие подошло к завершению, и я предлагаю выразить свое мнение о занятии в СМС-сообщении и отправить ведущему на телефон.
https://docs.google.com/presentation/d/1O63J1Wlr5kWNtac6YSCjUd8zjSMmf0KM/edit?rtpof=true Тренинг "В поиске"
https://drive.google.com/drive/folders/1KdbUDy0avdFcbTVa_fdoD34mc3GApzMX <font face="Times New Roman, Times, serif"> Видеоматериал Фетиль "Кем быть"</font>
Ковтик Оксана,
методист ГУО «Копыльский
районный учебно-методический кабинет»