Упражнение «Ящик недоразумений»
Цель: формирование навыков успешного разрешения конфликтов.
Формируются малые группы (объединения по выбору различных видов конфет). Один участник из каждой команды извлекает из «ящика недоразумений» описание определенной ситуации. Каждая ситуация-это ситуация зарождения своеобразного конфликта. Найдите правильный выход из ситуации, не спровоцировав конфликт.
1-я ситуация. Один ученик говорит другому: «Я никогда не буду сидеть с тобой за одной партой: разляжешься, как слон, а мне неудобно писать! ». Другой отвечает ... (допишите). Прокомментируйте ситуацию.
2-я ситуация. Идет урок, учащиеся выполняют задания. Вдруг один ученик начинает стучать ручкой по парте. Учитель делает замечание: «Сергей, не стучи, пожалуйста, по парте, выполняй задания». Сергей отвечает: «Почему опять я? Опять крайний! Вы что, видели? ».
Какая реакция учителя на слова Сергея?
Как бы вы сделали в этой ситуации?
3-я ситуация. Мама пришла с работы и говорит дочери: «Сколько можно говорить? Убери за собой, разбросал все, словно смерч пронесся в квартире! Не девушка, а несчастье какое-то! Говоришь, а ей, как об стену горохом!».
Какова реакция девушки?
Как бы вы сделали на месте мамы?
4-я ситуация. Учитель проверяет домашнее задание. Дошла очередь и до Олега. Андрей Иванович, проверяя работу ученика, сказал: «Да что же это такое? Этот бездарь опять не сделал, как следует, написал в тетради так, что ничего не разберешь!».
Какова реакция ученика?
Как бы вы сделали на месте учителя?
Заключение ведущего среди привычек, которые порождают конфликты между людьми, особенно распространенными являются чрезмерная эмоциональность, агрессивность, требовательность, невнимание к нуждам и интересам других, неумение выслушать других.
Деструктивный способ-решение своих проблем и конфликтов путем насилия и агрессии. Деструктивно мыслить-значит работать в направлении самоуничтожения, а не самосовершенствование. Если вы хотите для себя мира и любви, то ваш путь - это сознательный контроль негативных мыслей и поступков.
Упражнение "Правда или ложь?"
(атмосфера открытости, групповая сплочённость)
Цель: Игра усиливает групповую сплоченность и создает атмосферу открытости.
Члены группы садятся по кругу; у каждого должны быть наготове бумага и карандаш.
1. Предложите участникам написать три предложения, относящиеся лично к ним. Из этих трех фраз две должны быть правдивыми, а одна - нет.
2. Один за другим каждый участник зачитывает свои фразы, все остальные пытаются понять, что из сказанного соответствует действительности, а что - нет. При этом все мнения должны обосновываться. Посоветуйте авторам фраз не спешить со своими комментариями и внимательно выслушать догадки разных игроков. Ведь это прекрасная возможность понять, как человек воспринимается со стороны.
Вывод: В жизни много конфликтных ситуаций и выходов из их тоже много, но, чтобы оставаться добрым, вежливым, воспитанным человеком нужно использовать эффективные методы – без драк и оскорблений.
Упражнение «Сорри, конфликта не будет»
Цели:
Обучение приемам избегания конфликта.
Развитие навыков сотрудничества и эмпатии.
Многих конфликтов можно избежать, если вовремя остановиться. Так, например, в нашей культуре, для того, чтобы не доводить дело до конфликта, принято извиняться. Один человек берет на себя роль виноватого и просит прощения, а второй отвечает ему: «Ничего страшного». Англичане поступают еще проще, они не выясняют, кто был виноват, - извиняются обе стороны. Например кто-то нечаянно задел кого-то и попросил извинения: «I am sorry», он услышит в ответ «I am sorry». Первое «I am sorry», означает «Простите, что я вас задел», второе «I am sorry», означает «Простите, что я встал на дороге в тот момент, когда вы проходили». Если же кто-то умышленно задевает другого, потому что у него плохое настроение, он снова услышит в ответ «Sorry»? что означает: «Извините, но конфликта не будет» или «Я очень сожалею, что у вас плохое настроение, но мне совсем не хочется ругаться с вами».
Ситуации:
вас нечаянно толкнули в коридоре школы
одноклассник, будучи в плохом настроении указывает на ваши недостатки вы, будучи в плохом настроении нагрубили другу, а потом пожалели о случившемся
вы опоздали в школу и вас ругает учитель
вы нечаянно толкнули случайного прохожего на улице
родители ругают вас из-за снижения успеваемости.
Выполняя это упражнение, вам предстоит действовать в соответствии с правилами английского этикета.
Обсуждение: после игры участники рассказывают о своих чувствах и о том, как и в каких жизненных ситуациях можно использовать данный прием.
Теперь давайте задумаемся, как редко в повседневной жизни мы хвалим кого-то, восхищаемся чем-то или кем-то, особенно если у нас плохое настроение или происходят конфликты. Следующее наше упражнение на развитие способности противостояния стрессам.
Упражнение «Плюсы и минусы конфликта»
На конфликт, как, наверное, и на любое явление действительности можно посмотреть с разных точек зрения и найти свои плюсы и минусы.
Предлагаю вам разделиться на две команды «Плюс» и «Минус». Участники делятся на 2 команды. Первой команде под названием «Плюс» необходимо назвать как можно больше позитивных последствий конфликта; второй команде «Минус» – описать негативные последствия конфликта (3 минуты) (команды начинают отвечать, парируя друг другу: «Конфликт – это плохо, потому что … (1 команда), но зато … (2 команда))
Характеристика конфликта:
Конструктивные стороны конфликта:
- Конфликт вскрывает «слабое звено» в организации, во взаимоотношениях (диагностическая функция конфликта).
- Конфликт дает возможность увидеть скрытые отношения.
- Конфликт дает возможность выплеснуть отрицательные эмоции, снять напряжение.
- Конфликт – это толчок к пересмотру, развитию своих взглядов на привычное.
- Необходимость разрешения конфликта обуславливает развитие организации.
- Конфликт способствует сплочению коллектива при противоборстве с внешним врагом.
Деструктивные стороны конфликта:
отрицательные эмоциональные переживания, которые могут привести к различным заболеваниям.
нарушение деловых и личных отношений между людьми, снижение дисциплины. В целом ухудшается социально-психологический климат.
ухудшение качества работы. Сложное восстановление деловых отношений.
представление о победителях или побежденных как о врагах.
временные потери. На одну минуту конфликта приходится 12 минут послеконфликтных переживаний.
Говоря о прогнозировании конфликтов в ДОУ, следует учитывать личностные особенности воспитателей, разногласия по поводу профессиональной деятельности, наличие стрессовых факторов у воспитателя. Более эффективный способ профилактики конфликтов в педагогическом коллективе – создание благоприятной атмосферы, повышение психологической культуры педагогов, овладение приемами саморегуляции эмоциональных состояний в общении.
Упражнение «Яблоко и червячок» (диагностическое)
Сядьте поудобнее, закройте глаза и представьте на минуту, будто вы – яблоко. Спелое, ароматное, наливное яблоко, которое живописно висит на веточке. Все любуются вами, восхищаются. Вдруг откуда не возьмись, подползает к вам червяк и говорит: «Сейчас я тебя буду есть!» Что бы вы ответили червяку? Откройте глаза и запишите свой ответ.
А теперь, когда вам известны способы выхода из конфликтной ситуации, проиллюстрируем их результатами нашего упражнения «Яблоко и червячок» (участники зачитывают свои ответы) давайте определим, к какому способу выхода из конфликтной ситуации относятся ваши ответы (обсуждение)
Примеры ответов участников:
Конкуренция: «Сейчас как упаду на тебя и раздавлю!»
Избегание: «Вон, посмотри, какая там симпатичная груша!»
Компромисс: «Ну, хорошо, откуси половинку, остальное оставь моим любимым хозяевам!
Приспособление: «Такая, видимо, у меня доля тяжкая!»
Сотрудничество: «Посмотри, на земле есть уже упавшие яблоки, ты их ешь, они тоже вкусные!».
Итак, мы выяснили, что сотрудничество – самый активный и эффективный стиль поведения в конфликтной ситуации, а также как реагировать на конфликтное поведение.
Но чтобы мы могли использовать эти знания, нам необходимо научиться управлять своими эмоциями и в первую очередь бороться со стрессом. Современный педагог обязательно должен владеть навыками снятия стрессового напряжения. Это необходимо для сохранения здоровья не только педагога, но и детей. Мы знаем, что существуют разные способы снятия стресса. Давайте обратимся к приемам саморегуляции.
Если мы неожиданно оказываемся в стрессовой ситуации (кто-то разозлил, заставил понервничать), у нас начинается острый стресс. Для начала нужно собрать в кулак всю свою волю и скомандовать себе: "Стоп!» чтобы резко затормозить развитие острого стресса. Чтобы суметь выйти из состояния острого стресса, чтобы успокоиться, необходимо найти эффективный способ самопомощи. И тогда в критической ситуации, которая может возникнуть каждую минуту, мы сможем быстро сориентироваться, прибегнув к этому методу помощи при остром стрессе.
Вот дерево нашей сегодняшней встречи. Если вам понравилось, приклейте зеленое яблочко, если нет – красное. Спасибо.
Итоговое упражнение «Подарок»
- А сейчас я предлагаю вам рассчитаться по порядку номеров, запомнить свои номера.
- У меня для каждого из вас есть небольшой подарок. Вспомните свой номер, под таким же номером вы найдете свой подарок. И помните: ничто не случайно. То, что скажет твой подарок, — предназначено именно тебе. Учащиеся подходят к столу с разложенными «подарками», выбирают листок (в виде сердца, звездочки и проч.) со своим номером, на оборотной стороне которого написано пожелание.
Пожелания
1. Чтобы контролировать ситуацию, надо оставаться спокойным.
2. В споре умей выслушивать собеседника до конца.
3. Уважай чувства других людей.
4. Любую проблему можно решить.
5. Будь внимателен к людям, с которыми общаешься.
6. Не сердись, улыбнись.
7. Начни свой день с улыбки.
8. Будь уверен в себе.
9. Раскрой свое сердце, и мир раскроет свои объятия.
10. Взгляни на своего обидчика — может, ему просто нужна твоя помощь. 11. Будь обаятелен и добр.
12. Извинись, если ты не прав.
13. Не забывай выражать свою благодарность.
14. Выполняй свои обещания.
15. Не критикуй постоянно других.
16. Относитесь сочувственно к мыслям и желаниям других.
17. Искренне старайтесь смотреть на вещи с точки зрения вашего собеседника.
18. Никогда не говорите человеку, что он не прав; если вы не правы, признайте это.
19. Единственный способ одержать верх в споре- это уклониться от него.
20. Если вы делаете то, что делали всегда, вы и получите то, что всегда получали.
21. В жизни есть главное и не главное, не трать силы на пустяки.
22. Не осуждайте никого, чтобы не осуждали Вас.
23. Не ищите внешних врагов: чтобы понять, что мешает Вашему развитию, загляните внутрь себя.
24. Не поддавайтесь эмоциям.
25. Помни, каждый достоин уважения, так как он — человек. Относись к другим так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе.
26. Узнай лучше самого себя. Найди в себе интересные качества — это поможет привлечь к себе сверстников и сохранить объективное суждение о других людях.
27. Не замечай мелкие недостатки товарища. Ты ведь тоже их не лишен.
28. Развивай умение понимать юмор. Старайся отшучиваться, если кто-то иронизирует по поводу твоей внешности или успеваемости.
29. Умей выслушать товарища, учись вести диалог, а не говорить монологи.